Стравинский биография личная жизнь
Биография
Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.Детство и юность
В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.Игорь Стравинский в молодостиПервый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.Игорь Стравинский и Николай Римский-КорсаковЗнакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.Музыка
В 1908 два произведения Стравинского – «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» – были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергeй Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».Игорь Стравинский и Сергeй ДягилевПремьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.Вацлав Нижинский в балете Стравинского “Петрушка”С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии пpaктически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.Портрет Игоря СтравинскогоТогда же возобновляются “Русские сезоны”, но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трaнcформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса». Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.Личная жизнь
Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами бpaка с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в бpaке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и дeвoчки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.Игорь Стравинский с первой женой Екатериной НосенкоЕкатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию – сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.Игорь Стравинский и Коко ШанельЛегенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.Игорь Стравинский и вторая жена Вера СудейкинаЧитайте также: Игорь лифанов биография личная жизнь жена дети фотоВ 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.Смерть
Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина cмepти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.Могила Игоря СтравинскогоИмя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.Дискография
- 1906 – «Фавн и пастушка»
- 1908 – «Фантастическое скерцо»
- 1910 – балет «Жар-птица»
- 1911 – Балет «Петрушка»
- 1913 – «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях»
- 1914 – сказка«Соловей»
- 1918 – сказка «История солдата»
- 1920 – балет «Пульчинелла»
- 1922 – опера «Мавра»
- 1923 – хореографические сцены «Свадебка»
- 1927 – опера «Царь Эдип»
- 1928 – балет «Аполлон Мусагет»
- 1930 – «Симфония псалмов»
- 1931 – «Концерт для скрипки D-dur»
- 1942 – «Концертные танцы»
- 1954 – «4 русские песни»
- 1963 – «Авраам и Исаак»
- 1966 – «Заупокойные песнопения»
Первые музыкальные занятия
Федор Стравинский и Анна Холодовская – родители Игоря Стравинского. 1874. Одесса, Украина. Фотография: fondation-igor-stravinsky.orgСтудент Игорь Стравинский. 1905. Санкт-Петербург. Фотография: fondation-igor-stravinsky.orgИгорь Стравинский (слева) и композитор Николай Римский-Корсаков. 1908. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека, Санкт-ПетербургИгорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме (сейчас – Ломоносов) в семье музыкантов. Его отец Федор Стравинский был оперным певцом, солистом Мариинского театра. Мать будущего композитора Анна Холодовская играла на пианино и была концертмейстером на выступлениях супруга. В гости к Стравинским часто приходили их друзья: композиторы Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков, критик Владимир Стасов и писатель Фёдор Достоевский.Начальное образование Стравинский получил во Второй Санкт-Петербургской гимназии, откуда перешел в одно из лучших учебных заведений Петербурга – гимназию Гуревича. Учился композитор плохо, иногда прогуливал занятия. Позднее он вспоминал: «Конечно, я был очень плохим учеником и ненавидел эту школу, как и вообще все мои учебные заведения, глубоко и навсегда». Во время каникул семья выезжала в деревню Льзи недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь будущий композитор любил слушать многоголосое пение крестьян.«Подозрение, что я возможно, обладаю музыкальным талантом, зародилось там. Возвращаясь вечером с полей, крестьянки в Льзи пели приятную спокойную песню, в течение всей жизни всплывающую в моей памяти в ранние вечерние часы досуга. Они пели в октаву – конечно, без гармонизации, – и их высокие, резкие голоса напоминали жужжание миллиарда пчел. Ребенком я никогда не отличался особенно развитой памятью, но эта песня запечатлелась в моем сознании с первого же раза»Игоря Стравинского учили музыке, однако родители не воспринимали занятия всерьёз. Первые уроки будущему композитору давала пианистка Александра Снеткова. Позднее Стравинский писал: «Мне было тогда девять лет, и, вероятно, я учился у нее в течение двух лет. Помню, как она рассказывала мне о приготовлениях в консерватории к похоронам Чайковского (1893 г.), но не помню, чтобы я чему-нибудь научился у нее в области музыки». После Снетковой Стравинского учила Леокадия Кашперова. Композитор вспоминал, что на уроках она запрещала пользоваться педалями фортепиано. Кашперова учила Стравинского «органной технике» и требовала, чтобы он «держал звук пальцами».Зимой 1901-1902 годов Стравинский брал уроки композиции и гармонии у Федора Акименко. Его следующим педагогом стал Василий Калафати. О занятиях с ним Стравинский писал: «Калафати научил меня прибегать к слуху как к первому и последнему критерию, за что я ему благодарен. Я занимался у него больше двух лет». Все свободное время будущий композитор проводил в Мариинском театре – бывал там пять-шесть дней в неделю, слушал оперы.После окончания гимназии по настоянию родителей Стравинский поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вместо лекций будущий композитор посещал занятия Николая Римского-Корсакова. С ним Стравинский изучал музыкальную композицию, а с 1902 года пробовал сочинять собственные произведения.
Балеты Стравинского для «Русских сезонов»
Игорь Стравинский. 1907. Париж, Франция. Фотография: fondation-igor-stravinsky.orgУ рояля справа: сидит Игорь Стравинский, стоит балетмейстер Михаил Фокин с артистами труппы Сергея Дягилева. 1 октября 1909–28 февраля 1910. Санкт-Петербург. Фотография: Н. Александров / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусстваБалерина Тамара Карсавина в роли Жар-Птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица». 1911. Фотография: rbth.comВ 1905 году Стравинский должен был закончить юридический факультет, но от сдачи экзаменов отказался. К тому моменту он сблизился с Сергеем Дягилевым и художниками объединения «Мир искусства». Вместе с ними композитор посещал выставки, балеты и симфонические концерты, был члeном объединения «Вечера современной музыки». Дягилев присутствовал на премьере одних из первых произведений Стравинского – сюиты «Фавн и пастушка» на стихотворения Александра Пушкина и Симфонии ми-бемоль мажор. Критики называли его произведения «импрессионистскими» за объемное звучание и летящий темп.В 1908 году умер Николай Римский-Корсаков. Своему учителю Стравинский посвятил «Погрeбaльную песнь». Позднее Стравинский писал: «Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором».Вскоре Сергeй Дягилев предложил композитору написать балет «Жар-птица» для «Русских сезонов». Музыку не смогли создать ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, к которым сначала обратился импресарио. Стравинский в это время изучал русский фольклор, как раз интересовался историей о сказочной птице и втайне продумывал фабулу нового произведения. Над партитурой он работал всю зиму 1909 года. Балет поставил танцовщик Михаил Фокин, который к тому времени уже стал балетмейстером антрепризы, а эскизы костюмов и декораций рисовали Леон Бакст и Александр Головин.Читайте также: Синатра биография личная жизньПремьера «Жар-птицы» состоялась в Париже 25 июня 1910 года и прошла с успехом. Однако сам Стравинский остался недоволен балетом – он считал, что в нем не согласованы «движения танца и настоятельные требования музыкального ритма». Критиковал «Жар-птицу» и Александр Бенуа. Он писал: «Пока хореографические затеи Фокина исполнялись артистами на репетициях, они представлялись фантастическими, на сцене же все как-то заволокла неуместная, слишком элегантная пышность».Игорь Стравинский (слева) и танцовщик Вацлав Нижинский в роли Петрушки в балете Игоря Стравинского «Петрушка». 1911.Фотография: wikipedia.orgСцена из балета Игоря Стравинского «Весна священная». 1913. Фотография: berggasse19.orgКомпозитор Клод Дебюсси и Игорь Стравинский (справа). 1910. Фотография: vocidellopera.comСледующими балетами Стравинского для «Русских сезонов» стали «Петрушка» и «Весна священная». В них композитор впервые перешёл к диссонансам – непривычным по звучанию сочетаниям нот. Балет «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях» Стравинский задумал еще во время работы над «Жар-птицей»: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала». Над балетом кроме самого композитора работал художник Николай Рерих, который интересовался язычеством. Он помогал Стравинскому со сценарием, рисовал эскизы декораций и костюмов. Хореографию «Весны священной» поставил танцовщик Вацлав Нижинский. Премьера балета прошла 29 мая 1913 года. Часть публики восприняла «Весну священную» негативно. Балерина Ромула Пульска вспоминала: «Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись». Чтобы успокоить их, Дягилев даже несколько раз выключал в зале свет. Однако это не помогло, и спектакль пришлось прервать. Мнения критиков разделились: некоторые из них писали об абсурдности постановки, а другие полагали, что Стравинский создал балет будущего: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году».В Париже Стравинский познакомился с композиторами Эриком Сати и Клодом Дебюсси. Дебюсси писал о нем: «Стравинский остаётся самым чудесным оркестровым механизмом этого времени». В дальнейшем композиторы продолжили общение – они переписывались несколько лет.Стравинский с семьей жил в Петербурге, а холодное время года проводил в Швейцарии. В 1914 году из-за начала Первой мировой войны композитор остался там на лето, а после революции решил и вовсе не возвращаться в Россию.В Швейцарии он работал над оперой «Соловей» по одноименному произведению Ханса Кристиана Андерсена, а в 1918 году создал оперу-балет «История солдата» на основе сказок Александра Афанасьева с либретто на французском языке. Впервые ее показали в этом же году в Лозанне.В начале 1920-х годов композитор создал балет по мотивам русских сказок «Байка про лису, пeтyxа, кота да бapaна». Его жанр сам Стравинский определил как «весёлое представление с пением и музыкой». Вскоре он написал «русские хореографические сцены с музыкой и пением», которые получили название «Свадебка».Балеты этого времени объединяли фольклорные мотивы и полиритмия – медленные и быстрые фрагменты в одном произведении. Музыковед Михаил Друскин писал: «Русский период не только по эстетической ценности созданных тогда произведений, но и по его значению для всей художественной эволюции Стравинского – главнейший период его творчества».После революции Стравинский решил не возвращаться в Россию. Позднее он вспоминал: «Этот период, конец 1917 года, был одним из самых тяжелых в моей жизни Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишен последних средств к существованию Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны». Композитор переехал во Францию. Там он сошелся с члeнами группы «Шестерка» – французскими музыкантами и писателями. Стравинский был идейным вдохновителем творчества композиторов этого объединения, они называли его «Великий Игорь» или «Царь Игорь». Писатель Жан Кокто писал: «Весна священная» произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов».«Сыграть себя»: неоклассические произведения Стравинского
Танцовщики Алиса Никитина и Серж Лифарь в балете Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». 28 июня 1928. Фотография: Sasha / gettyimages.fiИгорь Стравинский (слева) и антрепренер Сергeй Дягилев в аэропорту. 1926. Лондон, Великобритания. Фотография: persons-info.comПабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского (фрагмент). 1920. Музей Пикассо, Париж, ФранцияВ 1919 году Стравинский по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла». На его создание композитора вдохновила музыка XVIII века. Под впечатлением от нее Стравинский создал новую оркестровку, которая отсылала к старинным классицистическим мелодиям.«Пользуясь готовой конструкцией, Стравинский никогда не подчиняется ей целиком: подобно актеру «театра представления», он оставляет возможность проявить собственное отношение, «сыграть себя». В этом также сказывается единый для всего творчества принцип, позволяющий Стравинскому все «искажения» «модели», юмористические и не юмористические, которыми пестрит его неоклассический стиль»На создание «Пульчинеллы» композитора вдохновили кукольные спектакли, которые он смотрел во время путешествия в Неаполь. В балете Стравинский постарался передать особенность комедии дель арте – особого жанра итальянского театра. В таких представлениях актеры выступали в масках и часто импровизировали на сцене. Премьера «Пульчинеллы» состоялась 15 мая 1920 года. Декорации к балету нарисовал художник Пабло Пикассо. Публика встретила «Пульчинеллу» критически. Стравинского обвиняли в искажении классической музыки и отходе от «истинно русского наследия». Однако были и положительные отзывы. Александр Бенуа вспоминал: «От нового произведения Стравинского «Пульчинелла» я даже был в упоении».В 1922 году Стравинский закончил работу над оперой-буфф «Мавра», в основу которой легла поэма Александра Пушкина «Домик в Коломне». А в следующие несколько лет композитор почти не писал музыку. Он выступал на концертах со своими произведениями, дирижировал оркестром и играл на фортепиано.В 1927 году Стравинский получил заказ на сочинение небольшого музыкального произведения от Библиотеки Конгресса в Вашингтоне. В процессе работы над ним композитор изучал поэзию Николы Буало и французскую литературу эпохи классицизма. Под впечатлением произведений того времени Стравинский решил написать классический балет: «В воображении моем вставал так называемый «белый балет», в котором, на мой взгляд, выявлялась самая сущность танцевального искусства». Основой сюжета стали древнегреческие легенды о боге Аполлоне Мусагете – предводителе муз. Постановщиком балета стал американский хореограф Джордж Баланчин.
«Балетмейстер Джордж Баланчин поставил танцы именно так, как мне хотелось. С этой точки зрения спектакль был настоящей удачей. По сути дела, это была первая попытка воскресить академический танец в произведении современном и написанном специально для этой цели. Баланчин, проявивший много мастерства и фантазии в ранее поставленных балетах, нашел для постановки танцев «Аполлона» группы, движения, линии большого благородства и изящной пластичности, навеянной красотой классических форм»Костюмы для балета «Аполлон Мусагет» создавала французский модельер Коко Шанель. С ней Стравинский познакомился еще в 1913 году после премьеры «Весны священной». В 1920 году, когда композитор испытывал проблемы с деньгами, Коко Шанель пригласила его пожить на своей вилле. В дальнейшем они дружили и переписывались.Читайте также: Маша распутина биография личная жизнь муж дети фото 2016Премьера «Аполлона Мусагета» состоялась 27 апреля 1928 года в Вашингтоне. В том же году балет показали в Париже на «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Вскоре после этого отношения Стравинского и Дягилева испортились. Дягилев был недоволен тем, что композитор по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн написал балет «Поцелуй феи». Стравинский вспоминал: «Он не смог простить мне громогласно поносил и мой балет и меня в частных кругах, и в печати».Премьера балета «Поцелуй феи» состоялась в ноябре 1928 года. На его создание Стравинского вдохновила музыка Петра Чайковского. Ему же композитор и посвятил произведение.В конце 1920-х и начале 1930-х годов Игорь Стравинский увлекся античной историей и древнегреческой мифологией. Композитор написал оперу «Царь Эдип», мелодраму «Персефона». Интересовался в эти годы Стравинский и библейскими сюжетами, церковными песнопениями. Под впечатлением от них создал «Симфонии псалмов», хоровые сочинения «Символ веры» и «Отче наш». Михаил Друскин писал об этих произведениях Стравинского: «В античных мифах об Аполлоне и Орфее, в трагедии Эдипа и библейских сказаниях он стремится передать сущностное, надличное, веками отстоявшееся, но всегда как живое и непреходящее, и передает это языком современного искусства».
«Могу только думать о тебе и сочинять музыку»: личная жизнь
Игорь Стравинский со своими детьми. 1915. Морж, Швейцария. Фотография: fondation-igor-stravinsky.orgИгорь Стравинский с Екатериной Носенко – первой женой. Фотография: diletant.mediaИгорь Стравинский с Верой Боссе – второй женой. Фотография: kino-teatr.ruИгорь Стравинский был женат дважды. Первой супругой композитора стала его двоюродная сестра Екатерина Носенко. Стравинский вспоминал: «С первого же часа, проведённого вместе, мы, казалось, отдали себе отчёт в том, что в один прекрасный день поженимся — так, по крайней мере, потом мы говорили друг другу».Бpaки между кузенами в Российской империи были запрещены, но Стравинский и Носенко нашли в Петербурге священника, который согласился их обвенчать. Они поженились в январе 1906 года. Композитор и его супруга прожили вместе до cмepти Носенко в 1939 году. В бpaке у них родилось четверо детей: Федор, Людмила, Святослав и Милена.« Мы были исключительно близки, ближе, чем иногда бывают возлюбленные, так как просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга. И действительно, самые сильные юношеские романы были у меня с другими дeвyшками, и ни одна из них не стала столь близкой мне, как Екатерина Носенко».В 1940 году Стравинский женился второй раз. Его супругой стала актриса и художница Вера Боссе. Они познакомились еще в 1921 году. Тогда Боссе была женой художника Сергея Судейкина. Стравинский писал ей: «Могу только думать о тебе и сочинять музыку — такую музыку, которая связана с тобой». Вместе композитор и актриса прожили больше тридцати лет.
Серийная техника и «русский слог»
Игорь Стравинский. Сентябрь–ноябрь 1962. Москва. Фотография: Макс Альперт / Мультимедиа арт музей, МоскваИгорь Стравинский. Фотография: mercurynews.comИгорь Стравинский. 1953. Фотография: Отто Ротшильд / muzlifemagazine.ruС середины 1930-х Стравинский часто бывал в США: давал концерты, писал музыку. С 1939 года он преподавал в Гарвардском университете. Михаил Друскин писал о его лекциях по музыкальной эстетике: «Лекции эти полемически заострены, существенное в них сочетается с поверхностной бравадой парадоксами, есть в них и весьма недоброжелательные выпады против музыкальной культуры СССР». Позднее лекции композитора были опубликованы под названием «Музыкальная поэтика».Вскоре после начала Второй мировой войны Стравинский окончательно переехал в США и поселился в штате Калифорния, а в 1945 получил американское гражданство. В это время он работал над своим первым религиозным музыкальным произведением для исполнения в католической церкви – «Мессой».Произведения Стравинского конца 1940-х, среди которых балет «Орфей», написаны в неоклассическом стиле с применением новых авангардных техник. Сочинения содержали не гармоничные мелодии, привычные для слушателей, а серии. В них ноты разной высоты следовали друг за другом в строгой последовательности, которая повторялась на протяжении всего произведения. В этой технике написаны композиции «Септет», «Кантата», «Canticum sacrum». Продолжил Стравинский и обработку библейских сюжетов. В 1950-х он написал кантату «Потоп», «Священное песнопение в честь апостола Марка».Специально для труппы Джорджа Баланчина Стравинский создал бессюжетный балет «Агон». Основой произведения послужили французские придворные танцы XVII века. Баланчин вспоминал: «Подобной музыки мне еще не приходилось слышать. Что поражало меня, так эта жизненная сила каждого такта. Каждый такт ведет свою, обособленную жизнь, и вместе с тем они объединены в живое целое».Осенью 1962 года Игорь Стравинский с гастролями приехал в СССР. Его концерты прошли в Москве и Ленинграде с успехом. На них композитор сам дирижировал оркестром. В СССР прозвучали сюиты из оперы «Жар-птица», композиции «Фейерверк» и «Дубинушка».В последние годы Стравинский все дальше отходил от русского стиля. Критики писали, что композитор стал сочинять «нейтральную музыку». Сам Стравинский с их мнением не был согласен: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе». На основе русских народных песен в 1965 году он создал канон для оркестра «Не сосна у ворот раскачалася».В середине 1960-х годов Стравинский тяжело заболел. В 1966 году композитор написал реквием «Заупокойные песнопения», которое считал одним из главных произведений в своей жизни: «Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину».В 1967 году Стравинский хотел вновь посетить СССР и отпраздновать там свой 85-летний юбилей, но не смог этого сделать из-за состояния здоровья. Последним произведением композитора стала обработка духовных песен Хуго Вольфа. Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке. Похоронили его на кладбище Сан-Микеле в Венеции, недалеко от могилы Сергея Дягилева.11 05 2024 11:17:37
30 04 2024 18:22:22
Биография Анжелики Кашириной Анжелика Валерьевна Каширина – талантливая российская актриса комедийного жанра. Получила известность благодаря участию в популярном шоу «Даешь молодежь!», а закрепила за собой статус восходящей зве......
24 04 2024 0:35:29
Певица сегодня – одна из самых известных российских шансонье. Ирина Круг замужем третий раз за Сергеем Белоусовым. Информации о последнем супруге певицы немного. Он старательно избегает публичности, а Ирина рассказывает о нем лишь ......
15 04 2024 9:10:56
Биография Павла Прилучного Павел Валерьевич Прилучный – российский актер театра и кино. Широкую известность ему принесло участие в полнометражном фильме «На игре» и сериале «Закрытая ......
12 04 2024 22:50:54
Первый бpaк известного модного критика был студенческим. Эвелина Хромченко полюбила Александра Шумского, который быстро стал единомышленником, а затем мужем. Долгое время отношения были спокой......
11 04 2024 7:36:20
Биография Николай Афанасьевич Крючков – актер советского театра и кино, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. Всесоюзную славу приобрел после выхода на экраны кинофильмов «Тpaктористы», «У самого синего моря», «Свинарка ......
04 04 2024 2:30:40
Существует легенда, что при распаде Советского Союза руководители Молдавии, Украины и России сокрушались: как же им поделить певицу Софию Ротару. Каждый президент хотел видеть ее национальным достоянием именно своего государства. «Неплохой анекдот, ......
28 03 2024 6:49:39
Еще:
Подробности -1 :: Подробности -2 :: Подробности -3 :: Подробности -4 ::